Доклад МЧС России

Введение
Глава 1. История создания МЧС России
Глава 2. Структура МЧС России
Глава 3. Центральный аппарат МЧС РФ. Полномочия министерство чрезвычайная ситуация
Глава 4. Задачи МЧС России
Заключение
Список использованных источников

Введение

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Ежегодно на территории Российской Федерации происходят чрезвычайные ситуации техногенного, экологического и природного характера. Они поражают людей, наносят большой материальный ущерб, разрушительно действуют на окружающую человека среду. Поэтому одной из важнейших государственных задач является защита населения и своего национального достояния от последствий аварий, катастроф и других стихийных бедствий, а также вооруженных конфликтов – чрезвычайных ситуаций социального характера.

После Чернобыльской катастрофы была сделана первая попытка перестройки устаревшей системы гражданской обороны, но она не принесла желаемых результатов. И только создание Госкомитета Российской Федерации, а затем и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий стало главным шагом в деле построения в стране современной системы предупреждения и ликвидации ЧС.

МЧС является федеральным органом исполнительной власти, производящим государственную политику и осуществляющим управление в установленной сфере деятельности, это общегосударственный орган по организации обеспечения безопасности населения и государства при различных катастрофах, а также центр, организующий необходимые исследования и интегрирующий достижения науки и техники, мировой опыт в этой области, а также штаб, координирующий усилия органов государственной исполнительной власти всех уровней, органов местного самоуправления и соответствующих сил в сфере ГО, предупреждения и ликвидации ЧС.

Глава 1. История создания МЧС России

История МЧС России насчитывает уже одиннадцать лет. 27 декабря 1990 года постановлением Совета министров РСФСР № 606 образован Российский корпус спасателей (РКС). Эта дата считается основанием МЧС России. 17 апреля 1991 года Президиум Верховного Совета утвердил назначение руководителем Сергея Шойгу. Впоследствии РКС был переименован в Государственный Комитет по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС). 19 ноября 1991 года на базе Государственного комитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба гражданской обороны РСФСР, был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР. 30 сентября 1992 года Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР был реорганизован в Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В него были включены контрольно–спасательные пункты ВЦСПС (созданы в 1958 году) и контрольно-спасательные службы ВЦСПС, созданные на 15 лет позже. 10 января 1994 года Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Возглавил новое министерство Сергей Кужугетович Шойгу, который остаётся в этой должности и в настоящее время. В январе 2002 года, 278 тысяч сотрудников Государственной противопожарной службы вошли в состав МЧС, имевшее до этого численность всего в 70 тысяч сотрудников.

В 2009-2010 годах МЧС России приняло участие в следующих операция: эвакуация Российских граждан и стран СНГ из Сектора Газа и доставка гуманитарных грузов в Палестинскую национальную администрацию, доставка гуманитарной помощи в Зимбабве, эвакуация Российских граждан, пострадавших в результате дорожно-транспортного происшествия в Социалистической Республике Вьетнам, авария на Саяно-Шушенской ГЭС, эвакуация раненых в ДТП в Турции российских граждан, взрыв на шахте «Распадская» в Междуреченске Кемеровской области и многих других. На международной арене МЧС известно как EMERCOM of Russia (Emergency Control Ministry of Russia). Символика МЧС России выглядит следующим образом: Основным символом министерства РФ по чрезвычайным ситуациям является Белая Звезда Надежды и Спасения, на базе которой разработана эмблема МЧС России, представляющая собой вытянутый по вертикали восьмиугольник, в центре которого расположен международный отличительный знак гражданской обороны – голубой треугольник в круге оранжевого цвета.

Эмблема МЧС России учреждена Указом Президента Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. № 1231 ” О флаге и геральдическом знаке – эмблеме министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий”. По степени информативности эмблема разбита на три уровня: большая, средняя и малая.

Большая эмблема представляет собой изображение двуглавого орла со щитом оранжевого цвета на груди. В центре щита расположена Белая Звезда Надежды и Спасения. Эта эмблема используется на флаге, штандарте министра, ведомственных наградах, переходящих вымпелах и нарукавном знаке министра. Средняя эмблема представляет собой изображение двуглавого орла, на груди которого расположена Белая Звезда Надежды и Спасения. Она используется на знаменах, вымпелах, нарукавных знаках, ведомственных наградах, при оформлении территорий и помещений военных городков, а также на рекламной, сувенирной и печатной продукции.Малая эмблема представляет собой Белую Звезду Надежды. Она используется на нарукавных и нагрудных знаках, ведомственных наградах, для маркировки техники и имущества.

Глава 2. Структура МЧС России

Таблица 1. Структура центрального аппарата МЧС России

Министр
Первый заместитель Министра Статс-секретарь – заместитель Министра Аппарат Министра
Заместитель Министра Заместитель Министра Заместитель Министра
Главный военный эксперт Главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору

Таблица 2. Департаменты управления

Пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны Территориальной политики Гражданской защиты
Тыла и вооружения Административный Надзорной деятельности
Организационно-мобилизационный Кадровой политики Международной деятельности
Финансово-экономический Инвестиций и капитального строительства
Научно-техническое Государственной инспекции по маломерным судам Преодоления последствий радиационных аварий и катастроф
Авиации и авиационно-спасательных технологий Федеральной поддержки территорий Медико-психологического обеспечения
Контрольно-ревизионное Защиты информации и обеспечения безопасности спасательных работ Информации
Правовое Военизированных горноспасательных частей

РУКОВОДСТВО

Шойгу Сергей Кужугетович – министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В полномочия министра входит: нести персональную ответственность за выполнение возложенных на МЧС России задач и функций, распределять обязанности между своими заместителями; вносить в установленном порядке на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты нормативных правовых актов и предложения по вопросам, входящим в компетенцию МЧС России; утверждать положения о подразделениях центрального аппарата МЧС России и многое другое.

Цаликов Руслан Хаджисмелович – первый заместитель министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Организует работу по формированию и реализации государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, и другое.

Плат Павел Васильевич – главный военный эксперт МЧС России. Организует работу по реализации государственной политики в области выполнения мероприятий гражданской обороны на всех уровнях государственного управления Российской Федерации. Организует работу по реализации Плана строительства и развития сил и средств МЧС России, и другое.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Кириллов Геннадий Николаевич – главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору. Осуществляет полномочия главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору в соответствии с законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации. Организует работу по формированию и реализации государственной политики в области надзорной деятельности МЧС России, и другое.

Заместители Министра МЧС России:

Пучков Владимир Андреевич – статс-секретарь-заместитель министра; Волосов Александр Иванович – заместитель Министра МЧС России;

Чуприян Александр Петрович – заместитель министра МЧС России, генерал-полковник внутренней службы;Попов Павел Анатольевич – заместитель Министра МЧС России, генерал-полковник.

Глава 3. Центральный аппарат МЧС РФ. Полномочия министерство чрезвычайная ситуация

Департамент управления:

– разработка и формирование предложений по приоритетным направлениям проведения государственной политики и строительства в области гражданской обороны; – организация мероприятий гражданской обороны; – организация обеспечения функционирования и развития РСЧС; – организация управления силами МЧС России и РСЧС, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций; – организация и осуществление руководства ликвидацией крупных аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций; – организация разработки учений в системе МЧС России.

Департамент Гражданской обороны:

– разработка предложений по приоритетным направлениям проведения государственной политики в области гражданской обороны, обеспечения выживания населения в военное время, мобилизационной подготовки экономики Российской Федерации по мероприятиям гражданской обороны; – координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций в области гражданской обороны, а также по обеспечению готовности органов управления и сил гражданской обороны к выполнению задач по предназначению; – контроль за подготовкой руководящего состава гражданской обороны и эвакуационных органов всех степеней к выполнению возложенных на них задач и обязанностей по планированию и проведению эвакуационных мероприятий в военное время; – методическое руководство разработкой, корректировкой и организацией работы по реализации планов гражданской обороны органов исполнительной власти и организаций; – участие в организации международного сотрудничества в области гражданской обороны и обеспечения выживания населения в военное время.

Департамент предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:

– разработка предложений по осуществлению государственной политики в области прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе на море и водных бассейнах России; – организация экспертизы и оценки последствий от крупных аварий и катастроф; – организация разработки и осуществление на территории Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации; – организация и осуществление государственного надзора за выполнением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций органами исполнительной власти, предприятий и организаций; – разработка федерального плана действий по предупреждению) и ликвидации чрезвычайных ситуаций; – осуществление управления функционированием и развитием функциональных подсистем РСЧС.

Департамент подготовки войск гражданской обороны и других формирований:

– разработка предложений по формированию единой политики в области подготовки и применении Войск гражданской обороны Российской Федерации, поисково-спасательных формирований МЧС России, а также других сил РСЧС; – организация подготовки и применения Войск гражданской обороны Российской Федерации, поисково-спасательных формирований МЧС, а также непосредственное руководство ими в ходе ликвидации чрезвычайных ситуации; – организация и проведение аттестации спасателей и аварийно-спасательных формирований.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Департамент материально-технического обеспечения и вооружения:

– организация работ по формированию системы экономических, правовых и законодательных мер по вопросам материально-технического обеспечения и участию в создании государственных чрезвычайных резервных фондов РСЧС; – организация и руководство материально-техническим обеспечением Войск гражданской обороны Российской Федерации, аварийно-спасательных и других формирований МЧС России и других сил, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуации; – осуществление учета и контроля за использованием материальных ресурсов, выделенных из государственного бюджета на ликвидацию чрезвычайных ситуации.

Департамент мероприятий защиты населения и территорий:

– организация разработки и реализации стратегии МЧС России в области подготовки населения и территорий к действиям при чрезвычайных ситуациях; – организация выполнения эвакуационных мероприятии, мероприятии радиационной и химической защиты; – координация подготовки сил и средств наблюдения и лабораторного контроля РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях; осуществление управления функционированием и развитием территориальных подсистем РСЧС.

Департамент финансово-экономический:

– подготовка предложении по формированию единен государственной политики по финансовому и экономическому обеспечению деятельности МЧС России, системы РСЧС в условиях экономических реформ в Российской Федерации, – организация сводного планирования финансово-экономической деятельности в системе МЧС России; – организация финансирования и контроль за целевым использованием средств, выделяемых из резервного фонда Правительства российской Федерации; – организация финансового обеспечения Войск гражданской обороны Российской Федерации, поисково-спасательной службы МЧС России и других организаций, подведомственных Министерству; – организация финансового обеспечения мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуации.

Департамент инвестиций и эксплуатации основных фондов:

– организация мероприятий в области социальной защиты и социально-психологической реабилитации граждан, пострадавших в результате радиационных аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций; координация строительства объектов федерального и межрегионального значения, предусмотренных программами по преодолению последствий катастроф, радиационных аварий, стихийных бедствий и межнациональных конфликтов; – осуществление экспертизы схем развития и размещения производительных сил, проектов районных планировок и застройки территорий с учетом радиационных, социально-экономических факторов, направленных на защиту населения и окружающей Среды в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению.

Департамент международного сотрудничества:

– организация международного сотрудничества в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, преодолений чернобыльской и других крупных катастроф, проведения подводных работ особого назначения, поиска и спасения на морях и акваториях; – организация подготовки сил МЧС России, чрезвычайного гуманитарного реагирования и аварийно-спасательных формирований с учетом международного опыта и на базе зарубежных и специализированных центров и организаций; – организация международного сотрудничества со странами СНГ по вопросам гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации; – организация приема грузов гуманитарной помощи от зарубежных государств населению Российской Федерации, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций и межнациональных конфликтов; – формирование необходимой договорно-правовой базы и организация участия структурных подразделений Министерства в выполнении обязательств Российской Федерации, перед зарубежными государствами и международными организациями, вытекающих из заключенных международных договоров, соглашении и конвенции; – осуществление международных уведомлений и запросов о помощи в случае чрезвычайных ситуации, в том числе трансграничного характера, на территории России; – привлечение российских и иностранных специалистов для участия в проведении международной экспертизы по вопросам, входящим в компетенцию Министерства.

Управление кадров:

– проведение единой кадровой политики по подбору и расстановке работников в системе МЧС России; – организация подготовки и переподготовки кадров в системе МЧС России, – организация комплектования учебных заведений по подготовке специалистов для системы МЧС России; – организация и осуществление подготовки кадров и руководящего состава РСЧС, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по гражданской обороне к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС, управление главной инспекции; – организация и осуществление на территории Российской Федерации во взаимодействии с другими органами государственного надзора, госнадзорной деятельности за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями мероприятий в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера и контроля в области гражданской обороны.

Организационно-мобилизационное управление:

– подготовка предложений по формированию политики в области развития сил и средств МЧС России; – разработка предложений по перспективному развитию к совершенствованию организационно-штатной структуры органов управления, соединении, воинских частей, организации и предприятии МЧС России.

Управление Аппарата Министра:

– обеспечение оперативной и служебной деятельности Министра и его заместителей; – организация подготовки материалов к заседаниям Совета Безопасности Российской Федерации, Совета Обороны Российской Федерации, Правительства Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции МЧС России; – организация документационного обеспечения заседаний Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации; – создание единой системы документационного обеспечения деятельности центрального аппарата МЧС России и обеспечение совместно с департаментами, управления и самостоятельными отделами ее функционирования; – контроль за выполнением поручений Министра и его заместителей, приказов, указаний, решений коллегии. Военного Совета МЧС России, а также совместно с подразделениями Министерства решений Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации, осуществление контроля за исполнением документов в центральном аппарате МЧС России.

Управление связи и оповещения:

– разработка и формирование предложений по приоритетным направлениям в области связи и оповещения в системе МЧС России, гражданской обороны и РСЧС; – организация развертывания системы связи и оповещения при чрезвычайных ситуациях, ее наращивание в ходе ликвидации аварии, катастроф и стихийных бедствий; – планирование и организация всех видов связи в системе МЧС России; – обеспечение взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти по вопросам использования государственных и ведомственных систем связи и вещания в интересах МЧС России.

Научно-техническое управление:

– организация разработки научно-технической политики в области ведения гражданской обороны, мероприятий защиты населения, прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая вопросы преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, проведения аварийно-спасательных, в том числе подводно-технических работ, а также технического оснащения сил МЧС России; – ведение работ по определению приоритетов научно-технической политики МЧС России; – организация и сопровождение работ по совершенствованию существующих и разработке новых образцов техники и аварийно- спасательных средств, подготовке их производства и внедрению в Войска гражданской обороны Российской Федерации и другие силы РСЧС; – организация и сопровождение НИОКР по проблемам ведения гражданской обороны, мероприятий защиты населения, прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации, включая вопросы преодоления последствии радиационных аварий и катастроф, проведения аварийно-спасательных работ, в том числе подводно-технических, технического оснащения сил, управления силами и средствами МЧС России. Управление авиации: – подготовка предложений по формированию приоритетных направлений в области развития авиации в интересах МЧС России; – планирование оперативного использования авиации для выполнения поисково-спасательных работ, доставки оперативных групп и грузов; – организация создания, развития, обеспечения функционирования авиапредприятия МЧС России и внедрения передовых авиационных технологий; – организация летной подготовки летных экипажей вертолетных отрядов региональных центров и авиапредприятия.

Правовое управление:

– правовое сопровождение проектов законодательных актов и других нормативных документов, относящихся к компетенции МЧС России – организация создания системы страховой защиты МЧС России.

Медицинское управление:

– разработка предложений по созданию, подготовке, оснащению и использованию формирований и организаций медицинской и санитарно-эпидемиологической службы ГО, санитарно-транспортных формирований ГО, формирований и организаций Всероссийской службы медицины катастроф; – организация и осуществление контроля за состоянием готовности службы медицины катастроф, ПСС, медицинских подразделений Войск ГО Российской Федерации; – организация проведение мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуации эпидемиологического, эпизоотического и эпифитотического характера; – организация проведения мероприятий по обеспечению населения медицинским имуществом гражданской обороны, созданию резерва медицинского имущества гражданской обороны и на чрезвычайные ситуации.

Хозяйственное управление:

– организация обеспечения департаментов, управлений и отделов МЧС России всеми видами материально-технических средств. – Управление заказов, резервов и реализации материально- технических средств координация деятельности органов исполнительной власти различных уровнен по созданию и использованию чрезвычайных резервных фондов, государственных резервов для ликвидации ЧС; – координация работы государственных унитарных предприятий и других организаций, подведомственных МЧС России, по формированию внебюджетного источника материальных и финансовых ресурсов; – планирование, подготовка и заключение договоров, организация закупки и поставки необходимых материально-технических средств.

Информационный отдел (Пресс-служба):

– осуществление связи с общественностью и средствами массовой информации по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации, преодолению последствии радиационных катастроф, защиты жизни и здоровья людей, проведения подводных работ особого назначения, повышения устойчивости функционирования объектов экономики при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях; – координация деятельности ответственных лиц за связь со средствами массовой информации в региональных центрах МЧС России; – обеспечение средств массовой информации оперативными сведениями из районов ЧС о ходе работ по их ликвидации; – регулярное освещение в средствах массовой информации и доведение до общественных организаций деятельности МЧС России по реализации возложенных на него задач; – организация работы журналистов в зоне чрезвычайной ситуации, а также выездного Пресс-центра МЧС России.

Глава 4. Задачи МЧС России

Основными задачами МЧС России являются:

1) выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России;

2) организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

3) осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

4) осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;

5) осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации.

Приоритетные задачи деятельности системы МЧС России в 2011 году:

1) повышение готовности функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к действиям по тушению природных пожаров в пожароопасном периоде 2011 года;

2) создание единой горноспасательной службы МЧС России и обеспечение ее переоснащения современными техническими средствами и современными технологиями;

3) переоснащение подразделений МЧС России современными образцами техники и оборудования, в том числе авиационной техникой и специальным оборудованием;

4) обеспечение принятия в 2011 году федерального закона «О добровольной пожарной охране» и формирование в стране эффективно действующей добровольной пожарной охраны;

5) обеспечение решения вопросов социальной защиты федеральных государственных служащих МЧС России, спасателей и горноспасателей;

6) завершение формирования сил постоянной готовности МЧС России с учетом создания спасательного центра в Северо-Кавказском региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с обеспечением его оснащения техникой и оборудованием и создания Национального аэромобильного спасательного учебно-тренировочного центра подготовки горноспасателей и шахтеров (первая очередь);

7) организацию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и подготовки соответствующих специалистов.

Заключение

Проблема предотвращения возникновения катастроф, смягчения их последствий и ликвидации весьма актуальна сегодня не только для России, но и для всего человечества. Это обусловлено ежегодным увеличением количества, масштабов катастроф, ростом людских и материальных потерь, которое несет человечество, что сдерживает развитие цивилизации, а в некоторых случаях ставит под угрозу существование человечества.

Поэтому современное понимание безопасности граждан значительно расширилось и включает надежное представление необходимых им условий для жизни, развития и самовыражения, гарантий гражданских прав и социальной защищенности.

Как показывает анализ, обеспечение безопасности в ЧС может быть осуществлено разными путями. Наиболее эффективный из них – снижение вероятности возникновения, уменьшение возможных масштабов и тяжести последствий аварий, природных и природно-техногенных катастроф путем воздействия на потенциальные источники опасности.

Оградить население от поражения при авариях, катастрофах можно не только влияя на источники опасности, но и путем рационального размещения потенциально-опасных и иных производств, а также путем четкой планировки и застройки городов и других населенных пунктов.

На определенном уровне управления усилиями человека, общины, государства, мирового сообщества можно предотвратить возникающие катастрофы или смягчить их последствия, осуществить ликвидацию последних. В этом направлении проделана значительная работа как в России, так и в странах мирового сообщества, создано необходимое правовое поле в этой области. Мы должны быть уверены в том, что дальнейший научный поиск поможет человечеству найти способ решить глобальные проблемы, несущие угрозу его существованию, что управление рисками катастроф будет постоянно совершенствоваться.

Список использованных источников

1. Ресурсы Интернет
2. МЧС России, . – Электрон. дан. – .: 2010. – Режим доступа: www.mchs.gov.ru

Реферат на тему “МЧС России” обновлено: 22 июля, 2018 автором: Научные Статьи.Ру

Реферат: МЧС России

Федеральное агентство по образованию

Воркутинский филиал

Сыктывкарского государственного университета

Финансово – экономический факультет

Реферат

по дисциплине: «Безопасность Жизнедеятельности»

Тема: «МЧС России»

Выполнил: студент 1 курса

Финансово-экономического факультета

д/о группа № 4159

Рябова М. И.

Проверил: преподаватель

Катаева С.А.

Воркута

2010

Оглавление

Введение. 3

1.МЧС и его история создания. 3

2.Структура МЧС России. 3

3.Роль и задачи МЧС России. 3

Заключение. 3

Список литературы.. 3

Введение

Из года в год в Российской Федерации происходит достаточно масштабных чрезвычайных ситуаций техногенного, экологического, природного характера: страдают, гибнут люди, наносится большой материальный ущерб. Поэтому важной государственной функцией являлось и является защита населения и национального достояния от последствий ЧС, аварий, катастроф и других стихийных бедствий, а также вооруженных конфликтов — социальных бедствий для населения. После Чернобыльской катастрофы была сделана попытка перестройки гражданской обороны, но она желаемых результатов не принесла. И только создание Госкомитета РФ а затем и МЧС РФ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ стало главным шагом в деле построения в стране современной системы предупреждения и ликвидации ЧС.

МЧС выступило в роли мозгового управляющего и организующего центра. Оно является федеральным органом исполнительной власти, производящим государственную политику и осуществляющим управление в установленной сфере деятельности, это общегосударственный орган по организации обеспечения безопасности населения и государства при различных катастрофах, а также центр, организующий необходимые исследования и интегрирующий достижения науки и техники, мировой опыт в этой области, а также штаб, координирующий усилия органов государственной исполнительной власти всех уровней, органов местного самоуправления и соответствующих сил в сфере ГО, предупреждения и ликвидации ЧС.

МЧС России организовывало экспедиции в Республику Тува во время эпизоотии крупного рогатого скота, в республику Армения — для участия в подавлении основных очагов пожара на складе боеприпасов, а позже во Владивосток — для ликвидации последствий подобного происшествия на складах боеприпасов Тихоокеанского флота.

Наиболее тяжелыми были чрезвычайные ситуации, связанные с радиационной аварией на химкомбинате в сибирском г. Томске, пожаром на заводе двигателей Камского автозавода, авариями на нефтепроводах в Мордовии, Иркутской области и Республике Коми, наводнениями в Бурятии, Приморском крае, землетрясениями на Курильских островах и острове Сахалин. Особого упоминания заслуживает практическая деятельность МЧС России и РСЧС в сфере оказания гуманитарной помощи.

1.МЧС и его история создания

Для начала расшифруем аббревиатуру МЧС. МЧС это Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. На международной арене известно как EMERCOM of Russia (Emergency Control Ministry of Russia)

Многие люди не знают даже историю создания МЧС, а ведь официальной датой создания является 27 декабря 1990 года. Тогда был образован Российский корпус спасателей (РКС). Впоследствии РКС переименован в Государственный Комитет по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС)

Позже, 19 ноября 1991 года, на базе Государственного комитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба гражданской обороны РСФСР, был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР.

30 сентября 1992 года, Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР был реорганизован в Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

И 10 января 1994 года, Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Его возглавил новое министр Сергей Кужугетович Шойгу, который остаётся в этой должности и в настоящее время.

2.Структура МЧС России

Деятельность МЧС России – МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство и координацию работ в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС. Осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти субъектов.

В жизни современного человечества все большее место занимают заботы, связанные с преодолением кризисных явлений, возникающих по ходу развития земной цивилизации. На современном этапе подобные явления стали более частыми, масштабными и опасными. Их последствия стали рассматривать как чрезвычайные ситуации. Поэтому важной государственной функцией являлась и является защита населения и национального достояния от последствий чрезвычайных ситуаций.

Долгое время эту функцию выполняла система гражданской обороны. В основном она была нацелена на решение задач военного времени, рассматривая свое участие в борьбе с авариями и стихийными бедствиями как дополнительную задачу. И лишь в 1987 году на нее были официально возложены задачи мирного времени.

Однако на практике действия ГО в крупномасштабных чрезвычайных ситуациях мирного времени оказались недостаточно эффективными. Созданный в ноябре 1991 года Государственный комитет РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС) и в последствие (в 1994 г.) переименованный в МЧС Российской Федерации, возглавил созданную в апреле 1992 г. постановлением Правительства РФ Российскую систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).

РСЧС объединила органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Несколько слов следует сказать о структуре РСЧС. На первом этапе создания системы стояла задача, объединяя необходимые для противодействия ЧС звенья различной принадлежности, сохранить их от разрушения, перенять все возможности и весь их опыт.

Поэтому настоящая структура — от данности, в ней объединено то, что существовало в стране на тот момент пригодного для борьбы с ЧС. С накоплением опыта, с ростом авторитета РСЧС появилась возможность некоторой ее структурной перестройки: более четкого, с одной стороны, разделения предназначений подсистем, с другой — их интеграции в единый организм, где все составные части работают слаженно.

Основными направлениями совершенствования и развития РСЧС в последние годы являются:

— создание единой нормативно-правовой базы системы;

— развитие системы управления и укрепление ее органов;

— усиление научно-методического и информационного обеспечения системы;

— укрепление сил системы;

— совершенствование материальной базы системы;

— повышение уровня подготовки руководящих работников, специалистов РСЧС, личного состава аварийно-спасательных формирований и населения страны;

— расширение и укрепление связи РСЧС с органами государственной власти, органами местного самоуправления, производственно-хозяйственными структурами, общественными организациями и населением России, также зарубежных стран.

Основные элементы структуры РСЧС – состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней:

· Федеральный. На федеральном уровне-межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти.

· Региональный . Охватывает территории нескольких субъектов РФ, — региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации стихийных бедствий МЧС

· Территориальный. Охватывает территорию субъекта РФ, — комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ.

· Местный . Охватывает территорию района, города(района в городе)-комиссию по ЧС органов местного самоуправления.

· Объектовый . Охватывает территорию организации или объекта,- объектовые комиссии по ЧС.

Важнейшую роль в процессе управления всеми видами деятельности играет система информации, а также автоматизация этих процессов. В настоящее время в РСЧС создана и совершенствуется автоматизированная информационно-управляющая система (АИУС).

Как бы не велика ни была роль системы управления в эффективном функционировании РСЧС, решающее значение для успеха дела имеют силы — те специалисты и формирования, которые непосредственно выполняют конкретные практические задачи. В настоящее время силы РСЧС представляют собой сложный конгломерат формирований различного статуса, назначений, принадлежности и возможностей. В этой связи ближайшая задача — упорядочить их пока нестройные ряды, определить их оптимальный состав по предназначению и количеству, понять профессиональный уровень, оснастить необходимыми техническими средствами и имуществом, обеспечить высокую управляемость и эффективность действий.

Важной составляющей частью сил РСЧС являются войска ГО. В интересах РСЧС используются некоторые части и подразделения инженерных и химических войск, специально предназначенные для решения задач мирного времени. В гарнизонах, где располагаются воинские части и подразделения должны быть разработаны качественные планы взаимодействия этих сил с силами Гражданской обороны на данной территории. И это забота не в малой степени и органов управления ГО.

Важнейшим элементом сил РСЧС, осуществляющих аварийно-спасательные и другие неотложные работы в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций являются профессиональные противопожарные части, а также аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования министерств и ведомств, организаций и предприятий. Они имеют различную принадлежность и нацелены в соответствии со своим назначением на решение соответствующих профессиональных задач.

Идущие в стране процессы сказались на состоянии профессиональных аварийно-спасательных формирований. Примат сиюминутной экономической целесообразности приводит к значительному сокращению численности и снижению объемов закупок необходимого оборудования и снаряжения. Штаты многих формирований укомплектованы не полностью. Ослаблено внимание к подготовке и переподготовке разведчиков-первопроходцев (“сталкеров”), обеспечению готовности формирований.

В настоящее время значительным является факт создания в каждой республике, крае и области мобильного аварийно-спасательного отряда, являющихся основными оперативно-тактическими звеньями РСЧС. Эти отряды напрямую подчиняются органам управления соответствующих администраций, то есть являются территориальными формированиями, имеющими высокую готовность. Подразделения отряда должны быть штатными, формироваться специалистами-профессионалами, нести круглосуточное дежурство. Они должны быть подготовлены к ведению всех видов работ при возможных ЧС, обучены и оснащены по последнему слову науки и техники. Исходя из региональной и технологической специфики, они также могут быть в определенной степени специализированы.

Важным средством повышения эффективности всей системы управления является рост уровня подготовки руководящих работников, специалистов РСЧС, личного состава аварийно-спасательных формирований и качественное обучение населения.

Поскольку в эту систему входят элементы различной ведомственной и территориальной принадлежности, для нее весьма актуальна проблема организационного и методического единства. Важную роль в обеспечении такого единства играет аттестационная комиссия.

В результате мы должны добиться, чтобы каждая из трех категорий граждан — население, не занятое в сфере производства и обеспечения, должностные лица, по мере необходимости участвующие в решении задач РСЧС в своей сфере, и, наконец, специалисты РСЧС — прошли полный, соответствующий каждой категории, цикл подготовки.

3.Роль и задачи МЧС России

Возложенные на МЧС официальные задачи и анализ ее реальной роли в ЧС различного происхождения позволяют сделать вывод о том, что эта роль сводится к трем целевым функциям системы:

— предупреждение возникновения ЧС;

— снижение потерь и ущерба от ЧС;

— ликвидация последствий ЧС.

Если удается в достаточной степени выполнить эти целевые функции, государственная, общественная потребность в РСЧС будет удовлетворена. В общем, МЧС занимается проблемами экологии, оказания гуманитарной помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф, вооруженных конфликтов в России и за ее пределами, информационным обеспечением в зонах ЧС, созданием сил быстрого реагирования на все ЧС, где бы они не происходили.

Основные задачи МЧС России

· разработка предложений по государственной политике в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, проведения подводных работ особого назначения.

· руководство гражданской обороны Российской Федерации, Войсками гражданской обороны Российской Федерации, поисково-спасательной службой МЧС России;

· обеспечение функционирования и дальнейшего развития Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях(РСЧС);

· организация и осуществление государственного надзора за готовностью к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций и выполнением мероприятий по их предупреждению;

· руководство по поручению Правительства Российской Федерации работами по ликвидации крупных аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

· координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций по преодолению последствий радиационных аварий и катастроф, контроль за осуществлением мероприятий в этой области;

· организация разработки и реализации федеральных целевых и научно-технических программ, направленных на предотвращения и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоление последствий радиационных аварий и катастроф, защиту населения, территории страны, а также на повышение устойчивости функционирования объектов народного хозяйства при возникновении чрезвычайных ситуаций;

· координация работ по созданию и использованию системы чрезвычайных резервных фондов, включая государственные резервы, для проведения первоочередных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, контроль за целевым расходованием средств, выделяемых Правительством Российской Федерации на проведение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· организация обучения населения, подготовки должностных лиц органов управления и формирований гражданской обороны, подразделений РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях;

· организация международного сотрудничества по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;

· организация разработки и осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе последствий радиационных аварий и катастроф, подъему затопленной военной техники, боеприпасов, в том числе снаряженных отравляющими веществами, и контейнеров с радиоактивными отходами;

· организация подготовки спасателей к действиям в чрезвычайных ситуациях и выживанию в экстремальных условиях;

· осуществление руководства функционированием и развитием федеральной системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений;

· координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по проведению поиска и спасения людей, аварийно-спасательных работ, ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, вредных химических и радиоактивных веществ на море и внутренних водоемах страны;

· организация оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, контроль за созданием и работой соответствующих территориальных и локальных систем оповещения;

· организация совместно с заинтересованными организациями и координация работ по прогнозированию вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их моделированию, районированию территории Российской Федерации по наличию потенциально опасных производств, объектов и угрозы стихийных бедствий, разработке и внедрению нормативных показателей степени риска на объектах народного хозяйства и территориях;

· организация формирования и доставки гуманитарной помощи населению Российской Федерации и зарубежных стран, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций;

· определение совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления состава размещения и оснащения сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, создание учебных и реабилитационных центров;

· рассмотрение и согласование программ учебных и специальных учебных заведений по вопросам гражданской обороны, подготовки к действиям при чрезвычайных ситуациях;

· организация проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам защиты населения и территории при чрезвычайных ситуациях, совершенствования существующих и создания новых высокоэффективных аварийно-спасательных средств, повышения устойчивости функционирования объектов народного хозяйства при чрезвычайных ситуациях;

· координация разработки, утверждение или согласование программы обучения населения, подготовки должностных лиц и органов управления и формирований гражданской обороны, подразделений РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях, организация и осуществление аттестаций спасателей и аварийно-спасательных формирований;

· осуществление связи с общественностью, гражданами и средствами массовой информации по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, защиты жизни и здоровья людей, повышения устойчивости функционирования объектов народного хозяйства при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях;

· осуществление международного сотрудничества по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, оказания помощи пострадавшему населению, проведения подводных работ особого назначения и другим вопросам, относящимся к компетенции МЧС России.

Министерство РФ по делам ГО и ЧС является одним из силовых министерств. Проводимые им мероприятия, его силы и средства это составная часть, одно из звеньев всей системы общегосударственной обороны и защитных мер. Предупредить человека о надвигающейся опасности, вызволить из беды при возникновении чрезвычайных ситуаций нет более важной гуманной задачи.

Проблема предотвращения возникновения катастроф, смягчения их последствий и ликвидации весьма актуальна сегодня не только для России, но и для всего человечества. Это обусловлено ежегодным увеличением количества, масштабов катастроф, ростом людских и материальных потерь, которое несет человечество, что сдерживает развитие цивилизации, а в некоторых случаях ставит под угрозу существование человечества.

Поэтому современное понимание безопасности граждан значительно расширилось и включает надежное представление необходимых им условий для жизни, развития и самовыражения, гарантий гражданских прав и социальной защищенности.

Как показывает анализ, обеспечение безопасности в ЧС может быть осуществлено разными путями. Наиболее эффективный из них — снижение вероятности возникновения, уменьшение возможных масштабов и тяжести последствий аварий, природных и природно-техногенных катастроф путем воздействия на потенциальные источники опасности.

Оградить население от поражения при авариях, катастрофах можно не только влияя на источники опасности, но и путем рационального размещения потенциально-опасных и иных производств, а также путем четкой планировки и застройки городов и других населенных пунктов.

На определенном уровне управления усилиями человека, общины, государства, мирового сообщества можно предотвратить возникающие катастрофы или смягчить их последствия, осуществить ликвидацию последних. В этом направлении проделана значительная работа как в России, так и в странах мирового сообщества, создано необходимое правовое поле в этой области.

Мы должны быть уверены в том, что дальнейший научный поиск поможет человечеству найти способ решить глобальные проблемы, несущие угрозу его существованию, что управление рисками катастроф будет постоянно совершенствоваться.

Список литературы

1. Электронная энциклопедия «Википендия», изд. Фонд Викимедиа – 2009г.

2. «Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия» — М, 2009 г.

3. Официальный сайт МЧС России (www.mchs.gov.ru)

Доклад МЧС история создания и развития. Основные задачи сообщение

Поскольку территория России огромна и на всей ее протяженности постоянно возникают всевозможные катаклизмы природного и техногенного характеров, горят леса, разливаются реки, гибнут люди, все это требует принятия и предотвращения определенной защиты населения от возможных угроз. А так как выходить в одиночку или небольшими группами на борьбу со стихией порой опасно и зачастую просто глупо, для этих целей и было создано МЧС. Корни данного ведомства, согласно историческим фактам, уходят глубоко в историю, аж в XV век. Существующая сегодня структура была создана после развала союза, взамен Госкомитета по Гражданской обороне, у которой была малая эффективность из-за ограниченных полномочий в момент устранения ЧС. Сегодня Министерство представляет собой мощную современную структуру способную предупреждать и ликвидировать чрезвычайные ситуации. Так же она состоит в тесной связке с другими организациями. Датой его создания считают 1990 год.

Основными задачами ведомства на сегодняшний день принято считать борьбу и ликвидацию последствий во время и после стихийных бедствий. Причем как на территории нашей страны, так и в рамках договоров с другими странами.

Однако, такое понимание задач слишком ограничено. На самом деле МЧС занимается расширенной деятельностью. Например, пожарной охраной. Эта служба проводит комплекс мероприятий на предупреждение и устранение очагов возгорания. Помимо этого в нее входят поисковики спасатели, о деятельности которых говорить не приходится.

Далее, идет авиация. Она осуществляет доставку гуманитарных грузов не только по нашей стране, но и по всему миру. Точное количество единиц авиатехники не раскрывается в целях безопасности. Но известно, что на вооружении стоят новейшие транспортные и многозадачные самолеты и вертолеты.

Воинские формирования спасения предназначены для решения всевозможных задач как в мирное время (ликвидация опасности, эвакуация людей), так и в условиях военного времени (оборона объектов).

Существуют горноспасательные подразделения, которые предотвращают аварийные ситуации в горных работах.

Инспектируются маломерные суда, осуществляя мониторинг за ними и их стоянками. Существуют горноспасательные отряды и воинские отряды спасения.

Все эти подразделения стоят на страже нашей Родины и готовы в любой момент прийти на помощь.

МЧС история создания и развития

Популярные темы сообщений

  • Горячие точки мира

    Горячими точками мира именуются военные конфликты, возникающие по всему земному шару. Если посмотреть на карту мира. То можно увидеть, что они возникают практически в каждой третьей стране.

  • Павлов Иван Петрович

    Будущий знаменитый российский ученый появился на свет в городе Рязань 26 сентября 1849 года в семье бедного священнослужителя. Иван был первым ребенком у родителей, вслед за ним мать родила еще 9 детей.

  • Пингвины

    Эти животные обитают исключительно в Южном полушарии. Все 17 видов. Гигант среди всех пингвинов – императорский. Его рост бывает до 120 см. А вес может превышать 27 кг. А также он никогда в отличие от других видов пингвинов не вьёт гнёзда.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *