Дилерский договор существенные условия

Дилерский договор

В практике российского торгового оборота эффективно используется конструкция дилерского договора, создавая правовую основу для регулирования торговых операций по приобретению и перепродаже товаров особого рода.

По условиям дилерского договора, одна сторона (дилер) обязуется оборудовать за свой счет специальное торговое помещение (дилерский центр) п приобретать у другой стороны (поставщика) товары для последующей перепродажи потребителям в специально оборудованном торговом помещении (дилерском центре), а также организовать систему продажи товаров таким образом, чтобы создать условия для последовательного увеличения объемов сбыта этих товаров в соответствии с согласованными в договоре показателями, а поставщик обязуется предоставить дилеру право пользования товарным знаком и продавать товары в порядке и на условиях, предусмотренных договором.

Целью дилерского договора является нс разовая передача товара, а организация долгосрочных отношений по продвижению товаров до потребителей и увеличению прибыли обеих сторон.

Необходимо учитывать наличие у товаров, продающихся через дилеров, особой специфики. Во-первых, это крупные габариты и значительная стоимость: они предопределяют необходимость обеспечения доступа потребителя к образцам, для чего строятся специализированные дилерские центры; во-вторых, продаваемые дилерами товары всегда объединены одним или несколькими родственными брендами, которые охраняются товарными знаками1; в-третьих, потребители, приобретающие товары у дилеров, нуждаются в до- и послепродажном обслуживании этих товаров и сопутствующих услугах (настройке, тюнинге, программном обеспечении и др.). Именно функции предпродажного консультирования и послепродажного обслуживания обеспечивает дилер как профессиональный торговый посредник, действуя для этого следующим образом: во-первых, оборудуя специальное торговое помещение для демонстрации товаров (дилерский центр); во-вторых, обеспечивая подготовку компетентного торгового персонала для предпродажного консультирования (в том числе путем организации обучения у изготовителя данных товаров); в-третьих, как правило, предлагая послепродажное обслуживание приобретенных потребителем товаров под данным товарным знаком — сервисные, ремонтные работы, а в некоторых случаях обслуживание по системе трейд-ин .

Дилерский договор не урегулирован в российском законодательстве, является непоименованным смешанным договором. При этом он обладает признаками договора купли-продажи и ее разновидности — поставки. В дилерском договоре, как правило, присутствует условие о строительстве дилерского центра (специально оборудованного торгового помещения), п условия, регулирующие организацию сбыта. С этой точки зрения дилерский договор содержит элемент организационного договора. И наконец, учитывая, что дилерский договор предполагает передачу прав на товарный знак (который наносится дилером при декорировании торговых помещений и сервисных подразделений, платежные и иные документы), в дилерском договоре присутствует элемент лицензионного договора.

К необходимым условиям дилерского договора относится условие о предмете, условие об устройстве дилерского центра, условие о цене и вознаграждении, условие о сроке действия договора, условия об организации сервисного обслуживания и логистические условия. Предмет дилерского договора имеет неделимый характер и состоит из двух неразрывно связанных между собой обязательств: обязательства по реализации товаров и обязательство по организации и увеличению продажи товаров конечным потребителям.

Условие об устройстве дилерского центра регулирует технические характеристики и соответствие уровню бренда, порядок финансирования и процесса строительства торгового помещения, в котором товары будут предлагаться к продаже1.

Условия о цене и вознаграждении объединены в приложении к дилерскому договору, которое помимо цены на продаваемые товары устанавливают скидки и вознаграждения (в виде премий или бонусов), размер которых зависит от выполнения дилером своих обязательств по дилерскому договору.

Условие о сроке действия дилерского договора для дилера, который обычно предполагает инвестировать значительные средства в обустройство дилерского центра, может стать предметом острых разногласий между сторонами .

Условие о сервисном обслуживании появляется в дилерских договорах в тех случаях, когда поставщик заинтересован в организации такого обслуживания именно официальным дилером в целях гарантии качества.

Логистические условия — это группа условий договора, задача которых обеспечить качество товара на протяжении всего пути от производителя к потребителю. К ним относятся условие о качестве товара, о стандартах торгового и сервисного обслуживания, о таре и упаковке, доставке, порядке приемки, хранении и др.

Нормативное регулирование деятельности дилеров в основном связано с вертикальным характером дилерского договора. Очевидно, что некоторые из его условий могут быть сомнительными с точки зрения Федерального закона «О защите конкуренции»: например, условие о слишком коротком сроке договора, об установлении минимальных цен перепродажи, об обязательном осуществлении сервисного обслуживания и др. В ряде случаев эти условия проистекают из злоупотребления поставщиками «рыночной властью», поэтому при заключении дилерского договора такого рода условия необходимо подвергать правовой экспертизе на предмет соответствия ст. 11 и 11.1 Закона.

При формировании условий дилерских договоров необходимо также принимать во внимание нормы налогового законодательства в части условий о цене товаров и вознаграждении дилера. Речь идет о двух различных подходах к налогообложению премий (бонусов) НДС, а именно (1) являются ли действия, связанные с продвижением товаров, самостоятельным объектом реализации и (2) подлежит ли уплате НДС с сумм вознаграждений (премий, бонусов), выплачиваемых дилеру. Подход налоговых органов заключается в том, что если «целенаправленные, оговоренные в договоре действия покупателя товаров»1 способствуют привлечению внимания к товарам, то такие действия признаются в качестве услуг (например, услуг по рекламе, продвижению товаров, прочих аналогичных услуг) — самостоятельного объекта реализации и облагаются НДС. Подход дилеров и поставщиков противоположен и заключается в том, что действия по продвижению товаров выполняются в связи с этими товарами, способствуют повышению эффективности и не могут оцениваться как услуги производителю, так как имущественная выгода от этих услуг возникает не только у производителя, но и у самого дилера в виде прироста продаж.

  • См.: Principles of European Law. Study group on a European Civil Code. CommercialAgency, Franchise and Distribution Contracts (PEL CAFDC) : prep, by Hesselink M.W.,Rutgers J. W., Bueno Diaz O., Scotton M., Veldman M. with advice from the Advisory Councilapproved by the coordinating group. Oxford University Press, 2006. C. 259.
  • Сложно представить себе дилера, торгующего просто легковыми автомобилями илитракторами. Это всегда будет дилер, который продает автомобили или тракторы определенной марки. Это отличает его от дистрибьюторов, продающих товары определенной категории(например, кондитерская продукция), которая может объединять и товары конкурентов.
  • Trade-in (англ.) — обратный выкуп товара первоначальным продавцом и зачет стоимости такого выкупа в счет оплаты за новый аналогичный товар.
  • В качестве приложения (неотъемлемой части) в договор обычно включено положение об архитектуре и (или) дизайнерской отделке дилерского центра, где прописываютсястандарты строительства, отделочных работ, мебели и т.п. Производителю удобно, чтобыдилер инвестировал не только в строительство дилерского центра — места продажи товаров,но и сервисного центра — места, где в отношении товаров будет происходить до- и послепродажное обслуживание и ремонтные работы. Поэтому в качестве стороны дилерскогодоговора может выступать не любой предприниматель, а профессиональный и надежныйс финансовой точки зрения партнер.
  • Разногласия между дилерами и поставщиками в сфере торговли автомобилями вышлиза пределы судебных споров и привели к опубликованию ФАС России в 2012 г. Рекомендаций дистрибьюторам и автопроизводителям автомобильной продукции, а затем к разработкев 2013 г. Ассоциацией европейского бизнеса Кодекса поведения между автопроизводите-лями/автодистрибьюторами и их дилерами. Этими документами рекомендуется заключатьдилерские договоры на срок не менее пять лет или на неопределенный срок.
  • Стремление поставщиков отдавать предпочтение сервисам только при официальныхдилерах также ограничивается Кодексом поведения между автопроизводителями/автоди-стрибыоторами и автодилерами.
  • Стандартизация касается всех процессов, составляющих дилерскую деятельность —от приемки автомобилей и обслуживания потребителей до ведения учета и размещениязаказов. Эти стандарты являются также частью имиджа товара и маркетинговой стратегии.Отклонение от стандартов недопустимо, так как может нанести ущерб деловой репутациипроизводителя, повредить имиджу бренда и повлиять на уменьшение объема продаж.
  • Подробнее см. аналитические материалы ФАС России (например, Рекомендации производителям и дистрибьюторам автомобильной продукции от 07.12.2012).

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *